website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Современные тенденции международных экономических отношений.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.

Традиционно в США экономическим связям на международном уровне уделялось значительно меньшее внимание, чем в Западной Европе. Это объясняется и географическим положением, и размерами экономики США, которая в меньшей степени зависит от внешнеэкономических связей.

Движение товаров, капитала и рабочей силы между США и другими странами регулировалось обычно на основе двухсторонних соглашений по частным вопросам. В рамках международных экономических организа-ций США обычно выступали против «экономического регионализма», т.е. стремления создать замкнутые региональные экономические блоки.

В последнее время развитие экономической интеграции в Северной Америке связывается с созданием севе-роамериканской зоны свободной торговли, которая на первичном этапе будет включать в себя США, Канаду и Мексику. Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд поло-жений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространст-ва. Аналогично ЕС, эти государства предполагают обеспечить внутри зоны принцип свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы. Если североамериканская зона свободной торговли будет создана, то этот экономический блок объединит более 360 млн. человек, а сумарный валовой продукт стран-участниц составит более 6 триллионов долларов.

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Еще недавно Восточная Европа представляла собой достаточно замкнутое экономическое пространство. Можно было с полным основанием говорить о существовании восточноевропейского экономического региона. В 1940 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в состав которого вошли большинство восточно-европейских государств (за исключением Югославии). В 1960-1970 годы состав СЭВ еще более расширился за счет ряда стран, никак не относящихся территориаально к Европе, но связанных с восточноевропейскими госу-дарствами и СССР единой политической системой (Монголия, Куба, Вьетнам).

В рамках СЭВ был достигнут достаточно высокий уровень экономической интеграции. Экономические связи охватывали не только внешнюю торговлю, но и включали в себя, например, совместную реализацию ряда экономических программ, создание международных банков и т.п. Предпринималась и попытка создания своего рода единой валюты стран – членов СЭВ – переводного рубля.

Главной бедой СЭВ было то, что в основе его деятельности всегда лежали не столько экономические, сколько политические связи. Цены на товары и величина взаимных поставок часто устанавливались достаточно произвольно, исходя из политических причин, а не из уровня мировых цен.

Кроме того, поставки дешевых энергоносителей и сырья в страны Восточной Европы использовались для консервации в этих странах неэффективной экономической системы. В результате, несмотря на наличие дешевых сырьевых ресурсов, восточноевропейские страны развивались медленнее, чем их соседи. Торговля по низким ценам оказывалась невыгодной как для СССР, так и для его партнеров.

В результате этих и ряда других причин к концу 1980 годов практически каждое восточноевропейское госу-дарство расценивало экономические связи со своими ближайшими соседями как невыгодные для себя.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Важная статья

Государство и частное предпринимательство в условиях догоняющего развития
Проблемы воздействия государства на экономическую жизнь, разумной степени его вмешательства в хозяйственные процессы дискутировались на всех этапах российских реформ. Ныне, особенно после начала финансового кризиса осени 1998 года, эта тема получила новый импульс. Причем, думается, наиболее актуален не ...