website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Продукт производства: Понятие, свойство. Благо и услуги. Индивидуальный и общественный продукт.

Характеристика

продукта. Это полезная вещь или полезный эффект (услуга). Он представляет собой резуль­тат целесообразной деятельности людей. Будучи результа­том процесса труда, продукт является и его условием. Он обеспечивает воспроизводство как личного, так и вещест­венного факторов производства. В первом случае возоб­новляются физические и духовные способности человека. Это возобновление происходит в любом обществе. Его материальной основой является продукт. За счет продукта воспроизводятся и вещественные факторы производства — предметы труда и средства труда.

По характеру потребительских свойств продукты труда подразделяются на вещественные продукты труда и немате­риальные услуги. Вторые удовлетворяют потребности чело­века в силу полезного эффекта функционирования живого труда (полезный эффект деятельности врача, учителя, ар­тиста). По функциональной роли в процессе общественного воспроизводства продукты труда делятся на средства произ­водства и предметы потребления. В условиях товарного производства продукт труда становится товаром.

В западной литературе вместо термина продукт часто используется термин благо. Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага опре­деляются и как желаемые вещи, удовлетворяющие челове­ческие потребности, и как приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять опреде­ленную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потреб­ность должна быть осознана человеком.

Свойства продукта.

Он характеризуется двумя свой­ствами: способностью удовлетворять ту или иную потреб­ность и воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. Натурально-вещест­венная сторона продукта —это совокупность механичес­ких, химических, физических и других полезных свойств, делающих продукт способным удовлетворять потребность, т.е быть потребительной стоимостью.

Потребности людей разнообразны. Поэтому разнооб­разны потребительные стоимости. По мере развития науки и техники люди открывают в окружающем мире все новые свойства вещей, создают искусственные материалы, кото­рых нет в природе, новые технические средства и ставят их себе на службу. Мировая статистика утверждает, что общая численность продукции материального производст­ва, производственной и быто-вой инфраструктуры в совре­менном обществе составляет более 24 млн. наименований.

Одни потребительные стоимости непосредственно удовлетворяют личные потребности — пища, одежда, бы­товая техника и т.д.; другие (машины, сырье, топливо и т.д.) служат средством производства материальных благ. Иными словами, потребительные стоимости в зависимости от того, какие потребности людей они удовлетворяют, выступают как средство производства и предмет потребле­ния. Потребительные стоимости могут удовлетворять по­требности людей в форме не только вещи, но и услуги. Последние могут быть материальными и нематериальны­ми.

Другое свойство продукта состоит в том, что он вопло­щает в себе определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и про­шлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах производства.

Общественная сторона продукта позволяет опреде­лить, во что обходится обществу получение той или иной потребительной стоимости, ценой каких затрат труда удов­летворена та или иная потребность.

Индивидуальный и общественный продукт.

В каждом конкретном случае результатом производства выступает единичный продукт: хлеб, ткани, станки, автомобили И Т.Д. Единичный продукт является результатом индивидуаль­ного производства, а результатом общественного производ­ства выступает общественный продукт, представляющий собой сумму потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенный период времени.

Общественный продукт по своей натурально-вещественной форме делится на средства производства и предметы потребления. В основе этого деления лежит функциональное назначение продукта: его способность быть сред­ством производства или предметом потребления. Посколь­ку в обществе есть потребность и в средствах производства, и в предметах потребления, их нужно производить.

Перейти на страницу: 1 2

Важная статья

Банк России
Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйствен ...