website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Этапы развития обмена. Происхождение, сущность и функции денег.

Деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньги - один из наиболее значительных компонентов в экономи­ческой жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законо­дательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.

Золото выполняет роль денег потому, что оно по срав­нению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однороднос­тью, портативностью (высокой стоимостью при небольшом объеме), его относ-ной редкостью в природе.

Функции

денег. В развитом товарном хозяйстве деньги функционируют как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Исходной функцией денег является функция меры сто­имости. Суть ее состоит в том, что деньги выражают стои­мость всех других товаров. Однако это не значит, что они делают товары соизмеримыми. Основой соизмеримости товаров является овеществленным и них общественный труд. В этой функции деньги выступают как мысленно представ­ляемые, идеальные деньги. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Это возможно потому, что в реальной действительности существует опре­деленное соотношение между стоимостью золота и стоимос­тью данного товара как продуктов человеческого труда.

Товары выражают свою стоимость в определенном коли­честве золота. Весовое количество золота, принятое в той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следует смешивать масштаб цен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимости деньги измеряют стоимость товаров, а как масштаб цен деньги выступают в виде фиксированного веса золота и служат для измерения его количества. Как мера стоимости деньги функционируют стихийно, а масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке. И наконец, с изменением стоимос­ти золота изменяются цены на товары, но масштаб цен не изменяется (20 г золота всегда в 20 раз больше 1 г).

Стоимость товара в денежном выражении, как указывает К.Маркс, есть его цена. Уровень цен определяется стоимос­тью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. Цены на товары и услуги постоянно растут, что объясняется в основном падением производства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционными процессами.

На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о "невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителен и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориен­тиром для нею является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается опреде­ленный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре об­щественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марк­сом в его концепции "товарного фетишизма", когда над товаропроизводителем господствует фетишизм — товар с его постоянно изменяющейся ценой. Та же идея лежит в основе исследования современным экономистом Ф. Хайеком спон­танного, т.е. самопроизвольного порядка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Важная статья

Социальное партнерство в трудовых отношениях
Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективного рыночного развития экономики зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающи ...