website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Сущность конкуренции, Методы конкурентной брьбы.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных от­раслях производства, из-за выгодного приложения капи­тала, перераспред-я прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее вели­чина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приво­дит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называ­ется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль оп­ределяется как произведение средней нормы прибыло на величину авансированного капитала: Р = Р`*К, где Р — средняя прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К -авансированный капитал.

Образование средней нормы прибыли означает пере­распределение совокупной прибыли между предпринима­телями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вло­женный в эти отрасли.

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал. 46,47 Конкуренция.

Соверш. конкуренция это соперничество много­численных произв-лей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одна из моделей — монополия, для которой характер­ны:

Единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, соглас­но законодательству ФРГ доминирующее положение пред­пр-я или группы предпр-й на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В хозяйственной практике Республики Беларусь в ка­честве занимающих доминирующее полож. на рынке рекомендуется рассм. тех участников хоз. оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров •(условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

Моделью несовершенной конкуренции является моно­полистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

Перейти на страницу: 1 2 3

Важная статья

Ведение международного бизнеса
Существуют различные способы ведения международного бизнеса. По-настоящему опытная в глобальных операциях фирма обычно использует одновременно несколько способов, выбирая их в зависимости от вида продукции или условий деятельности в стране базирования. Цели курсовой работы Объяснить мотивы выбора фирм ...