website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Олигополия. Основные модели поведения фирмы на рынке олигополии.

Олигополия

- это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Основные модели поведения фирмы на рынке олигополии:

1. Не скоординированная модель, когда стремясь к захвату рынка, фирмы устраивают так называемую войну цен, а именно снижают цену, до тех пор пока не появится конкурент со средними издержками производства выше чем у остальных, в результате чего он либо выбывает из игры, либо подчиняется более сильному партнёру, либо вливается в сильную фирму как составная часть.

Таким образом, происходит порча цены, т. е. искусственно заниженная цена не отражает истинного состояния спроса и предложения, её снижение ведёт к росту спроса, но т. к. число фирм уменьшилось и предложение сократилось и возникает дефицит, то цена повышается, но уже выше бывшей цены рыночного равновесия. Такое поведение связано с большим риском, т. к. никто из конкурентов не имеет информации об уровне издержек соперников.

2. Тайный сговор или Картель.

Картель – это

временное соглашение фирм одной отрасли оценок рынков сбыта, либо о том и о другом сразу. Т. к. не скоординированное поведение чревато банкротством нарушает стабильность рынка, не даёт крупным фирмам возможности к устойчивому развитию (+ эффект масштаба). Картель – ВНЕ ЗАКОНА!

3. Игра по правилам.

Когда крупные фирмы строят рыночную стратегию зная, что их действия на рынке не вызовут отрицательной, ответной реакции со стороны конкурента, поэтому в течении длительного времени на рынке олигополии, фирмы предпочитают соблюдать правила игры, т. е. не менять ни цену, ни свою долю в рынке.

График кривой спроса на рынке олигополии показывает два преимущества олигополии.

- возможность значительно повысить цену при том же объёме производства.

- не менять объём производства даже при изменении средних издержек, т. к. расширение производства требует изменения доли в рынке. А это в свою очередь требует снижение цены, но фирмы предпочитают не трогать цены, т. к. опасаются последствия ценовой войны.

Важная статья

Финансовый капитал как системообразующий базис экономики
Политика реформирования российской экономики поставила множество проблем внедрения капитала как в экономику, так и в общественное сознание. При этом сложился интересный парадокс: ставится и решается большое количество конкретных вопросов, так или иначе связанных с капиталом (капитализация, уставный капитал, ...