website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Принципы функционирования банков в исламских странах

Деятельность исламских банков основана на совершенно другой философии, чуждой среднему европейцу и американцу. Выполняя те же функции, она делает это совершенно по-другому. Приведу два примера:

Ливанский беженец воз­вращается на родину. Его скудных сбережений не хватит, чтобы восстановить раз­рушенный отчий дом и начать собственное дело. У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под кредит, но есть нечто более цен­ное — репутация честного, рабо­тящего и набожного человека. После долгих бесед с банкиром и поручительства имама местной мечети вчерашний беженец по­лучает взаймы деньги, чтобы ку­пить грузовик и заняться пере­возкой фруктов.

Крупный коммерсант из Ма­лайзии понес большие потери из-за недавнего экономического кризиса и валютного краха, но банк, финансировавший его внешнеторговые сделки, взял на себя убытки, рассудив, что в них нет вины клиента. При этом вкладчики банка скрепя сердце смирились с тем, что в кризис­ный год не смогут получить до­ход по своим вкладам.

В развитых странах Запада по­добные ситуации были бы прос­то невозможны. Банк, кредито­вавший погоревшего коммер­санта, скорее всего, сделал бы его банкротом либо выдал новый безнадежный кредит для выпла­ты процентов по старому. Бед­няк, не имеющий залога, скорее всего, вообще не получил бы зай­ма. Ведь даже в такой развитой стране, как Италия, десятки ты­сяч мелких предпринимателей из-за недоступности банковско­го кредита вынуждены обра­щаться к связанным с мафией ростовщикам, чтобы получить заем под кабальные проценты.

«Человечные» финансисты, не требующие от клиентов залога и способные простить ему долги, работают в так называемых ис­ламских банках — финансовых институтах, действующих на ос­нове принципов мусульманской религиозной этики, в корне от­личающейся от устоев западной банковской системы.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане – банковская система целиком функциониру­ет на основе принципов шариа­та. Однако сообщество ислам­ских банков является наиболее быстро растущим сегментом фи­нансового сектора всего Ближ­него Востока. По данным Меж­дународной ассоциации ислам­ских банков, сегодня в 35 стра­нах (включая Россию) функцио­нируют приблизительно 200 та­ких кредитных учреждений. В последние два года наблюдает­ся стремительный рост ислам­ских банков в странах Персид­ского залива, стабильное разви­тие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сум­ма активов, управляемых на ос­нове принципов шариата, сос­тавляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд долларов. По ми­ровым меркам это немного — значительно меньше, чем акти­вы одного крупного японского или американского банка. Одна­ко динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегод­ные темпы роста в этом секторе составляют 10—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в ислам­ских банках размещено от чет­верти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия.

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако в ко­нечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Кора­на, описывающими то, чего в своей финансовой практике дол­жен избегать мусульманин, явля­ются риба и гарар. Риба(дослов­но «излишек») — любое неоп­равданное приращение капита­ла при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неиз­бежной случайности. Большин­ство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщичес­кий, но и любой ссудный про­цент, в то время как под опреде­ление «гарар» попадает любая спекулятивная операция.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Важная статья

Учет амортизации (износа) основных средств и методы ее исчисления в условиях рынка
Темой данной курсовой работы является учет амортизации и методы ее начисления в условиях рынка. Тема курсовой работы выбрана неслучайно. Изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема ведения учетной политики амортизации. Выбор правильной и оптима ...