website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Принципы функционирования банков в исламских странах

Мусульманин не должен забы­вать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вве­ренные человеку производитель­ные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в обо­рот, он должен вложить их в чу­жое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачли­вым купцом, в его торговые опе­рации вложила средства богатая вдова Хаджия, которая впослед­ствии стала его женой. Финансо­вые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финан­совых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лон­донском Сити.

Вместо процента исламские банки могут предложить вклад­чику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязатель­ном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, ус­ловия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачи­ваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в лю­бой момент.

Второй тип счета — сберега­тельный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, од­нако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачи­вать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберега­тельный вклад не является сроч­ным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегатель­ным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финан­сирование торговых сделок.

И наконец, третий вид сче­та — инвестиционный. Его вла­делец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shar­ing (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, кото­рый, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантиру­ется, не гарантирован и сам ка­питал, так как убытки банк ком­пенсирует за счет средств на ин­вестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился сред­ствами клиента не вполне про­фессионально, тот в судебном порядке может потребовать ком­пенсации.

Таким образом, рекомендован­ным исламской доктриной мето­дом мобилизации денежных ре­сурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирова­ние (equity finance) — привлече­ние средств за счет участия ин­вестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны ле­жать сделки, касающиеся реаль­но существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капи­тал должен использоваться в про­изводительных целях.

Многие экономисты указыва­ют, что в долевом финансирова­нии кроются значительные пре­имущества. В западной экономи­ке размер ссудного процента, за­висящего в свою очередь от уста­новленной Центробанком учет­ной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой систе­ме доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, ди­намика развития реального сек­тора способствует установлению благоприятного инвестиционно­го климата и эффективному рас­пределению финансовых ресур­сов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

Финансирование по исламской модели может покончить с зависимостью ре­ального сектора от интересов банковского капитала, характер­ной для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор опре­деляет ставку дохода в финансо­вом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут за­давать реальной экономике темп развития, а производительный сектор начнет создавать для се­бя благоприятный инвестицион­ный климат.

В исламской системе многие перспективные проекты, кото­рые обычные банки отвергли бы из-за отсутствия залога, могут получить финансирование на ос­нове участия в прибылях. Одна­ко в реальности мелкие и сред­ние предприниматели, создаю­щие основную часть ВВП араб­ских стран и составляющие боль­шую часть клиентской базы бан­ков, испытывают трудности в по­лучении кредитов на основе раз­деления прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого меха­низма оценки проекта. Исламский банкир принима­ет решение о предоставлении займа на основе изучения пер­спектив проекта, предложенно­го для реализации, а также дело­вых качеств клиента. В большин­стве случаев от него не требуют предоставления залога. Это соз­дает опасность махинаций как со стороны клиента, так и со сторо­ны администрации банка. При операции на основе участия в прибылях клиент может попы­таться сфальсифицировать от­четность и скрыть от банка ре­альные доходы проекта. При фи­нансировании торговой опера­ции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы займа и наценки «за обслужива­ние») клиент может испытать ис­кушение нажиться за счет задер­жки платежей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Важная статья

Налоговая система мировой и российский опыт
Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных ...