"Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."
Разделы сайта
Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.
Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.
2. Виды и методы финансового контроля
многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по субъектному составу выделяют государственный и негосударственный контроль. Рассмотрим подробнее эту классификацию на следующем примере:
Государственный финансовый контроль |
Негосударственный финансовый контроль | ||||||
Налоговый |
Вышестоящим органом |
Валютный |
Банковский |
Бюджетный |
Внешний |
Внутренний | |
Налоговой инспекцией |
КРУ Минфина |
ЦБ РФ |
ЦБ РФ |
Счетная палата Федерального собрания |
Аудит |
Внутренний аудит, контроль со стороны руководства | |
Налоговой полицией |
Вышестоящими организациями - в отношении нижестоящих |
Агентами валютного контроля (как правило, банками) |
Самими банками - в отношении других банков, своих филиалов и т.д. |
Минфин | |||
Внебюджетными фондами |
Федеральная служба валютного и экспортного контроля | ||||||
ГТК |
ГТК | ||||||
Важная статья
О социально-экономических особенностях развития России
Рассуждая о социально-экономическом развитии России, я исхожу прежде всего
из возможности рационального анализа этого процесса, что само по себе
контрастирует с известным тютчевским тезисом "умом Россию не понять".
Кроме того, важно, что специфика развития отнюдь не обязательно предполагает
его ун ...