website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Международные финансовые специализированные учреждения ООН

Определенное сближение МВФ с бывшем Советским Союзом началось при перестройке. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической реформы в России.

5 октября 1995 года было подписано официальное соглашение о присоединении России к МВФ в качестве ассоциированного члена. МВФ обязался предоставить России техническую и консультационную помощь. Под "технической помощью" подразумевалась посылка специалистов и экспертов МВФ для оценки экономико-политической ситуации в стране.

Объектами особого изучения должны были стать финансовая, денежная, налоговая политика, вопросы статистической отчетности. МВФ брал на себя обязательство регулярно проводить анализ экономической ситуации в стране.

К январю 1992 года экспертами МВФ совместно с работниками Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития и ГАТТ был подготовлен доклад об экономическом положении в бывшем СССР.

Доклад определили критерии выделения помощи по линии Фонда.

Условия предоставления помощи, отмеченные в докладе, сводились к следующим: замена директивного распределения рыночным, расширение привлечения иностранного капитала. Реформа финансового сектора связывалась с расширением поддержки частных коммерческих банков и превращением специализированных государственных банков в акционерные общества. Предлагалось реорганизировать внешнеторговую деятельность государства. В связи с привлечением иностранных инвесторов рекомендовалось развитие законодательства по страхованию и защите частного предпринимательства.

Формирование правительства Е. Гайдара, придерживавшегося монетаристской концепции регулирования экономики, активизировало контакты России с МВФ. В марте 1992 года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической политике, задачей которого было обеспечение принятия России в МВФ и получение кредитных средств.

Главные положения Меморандума: сокращение бюджетного дефицита для стабилизации экономики; прекращение кредитования неперспективных предприятий и сокращение темпов инфляции; приватизация крупных предприятий и создание рыночной экономики при условии юридического обеспечения этого процесса; реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения денежных валютных поступлений; установление реалистичного обменного курса рубля.

В соответствии с Меморандумом МВФ составил Программу действий, в рамках которой страна получила первый кредит в размере 1,04 млрд. долларов США на полгода.

Выполнение Программы должно было способствовать предоставлению второго кредита на аналогичную сумму. Далее предполагалось обеспечить фиксированную привязку курса рубля и создать стабилизационный фонд.

Решение МВФ о финансовой поддержке реформ в России было одобрено на встрече семи ведущих промышленных держав в Мюнхене летом 1992 года Поддержку стабилизационной программе России оказали известные теоретики-монетаристы, в том числе профессор Гарвардского университета Д. Сакс.

В случае выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд. долларов США.

Эта сумма складывалась из следующих составляющих: помощь на двусторонней основе - 11 млрд. долларов США; кредиты МБРР по программе "стенд-бай" и на структурную перестройку энергетического комплекса - 4,5 млрд. долларов США; создание фонда стабилизации рубля - 6 млрд. долл.; отсрочка выплаты внешнего долга - 2,5 млрд. долларов США.

Однако претворение в жизнь программы "натолкнулось" на ряд трудностей. Начиная с осени 1992г. в стране начала "развертываться инфляционная спираль", поскольку кредитная и финансовая политика оказалась непоследовательной по вине как правительства, так и Центробанка.

В декабре 1992 года эмиссия Центрального банка составила 1,3 трлн. рублей, что превысило сумму за предшествующие одиннадцать месяцев. При уровне инфляции 10 % в неделю и учетной ставке 80% в год предприятия стали переводить рубли в доллары. План сокращения бюджетного дефицита до 5 % ВНП был сорван и уже в январе 1993г. уровень дефицита составил 15% ВНП.

В начале 1993 года МВФ провел специальный анализ ситуации в России и, положительно оценив отдельные действия и общее направление экономической политики В. Черномырдина, выделил следующие негативные моменты в осуществлении реформ.

Во-первых, правительству не удалось увеличить государственные поступления, результатом чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Во-вторых, было констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в связи со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем инфляции ( до 75% этих кредитов немедленно оказывались на валютном рынке, стимулируя дальнейшую инфляционную волну). Правительство также не пошло на увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.

Перейти на страницу: 1 2 3

Важная статья

Экономика и организация труда
Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях. ...