website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Конкуренция

Почему же так важна конкуренция? Из курса макроэкономики известно, что на несовершенных рынках присутствуют монопольные, т.е. завышенные цены. Общество теряет от того, что монополист поставляет меньшее, чем требуется потребителям, количество товаров и услуг, зато для монополиста это ведет к поддержанию повышенного спроса и, следовательно, к сверхприбылям. Из этого можно было бы сделать вывод, что предприятию (если оно и будет этим монополистом) несовершенство рынка как раз выгодно, поскольку сулит повышенную прибыль. Однако вряд ли это правило универсально в смысле сферы применения и, самое главное, срока. Дело в том, что поддерживать монополию постоянно можно без излишних затрат только в ограниченном секторе хозяйства. В большинстве же отраслей экономики монополию неограниченно длительное время поддерживать невозможно, либо для этого необходимо менять политический режим. Но тогда измениться и экономический режим, и тогда, возможно, вообще отпадет необходимость в углубленном изучении экономических законов и взаимосвязей.

Для нас важно следующее: в большинстве секторов нормального рыночного хозяйства предприятие вынуждено сталкиваться с той или иной степенью и напряженностью конкуренции; уже только одно это заставляет рассматривать конкуренцию как неизбежность и, следовательно, стараться работать именно в таких условиях.

Выше указывалось, что чистой конкуренции, как и абсолютно рационального общества, не существует. Однако были выработаны некоторые подходы к определению того, какой должна быть конкуренция или, вернее сказать, какова допустимая доля монополизации. Было определено, что в долгосрочной перспективе средние цены продаж должны примерно равняться или быть чуть выше средней себестоимости продукции, т.е. доход на вложенный в производство рубль не должен быть существенно выше существующей процентной ставки. Кроме того, цены, по общему правилу, должны следовать за сокращением издержек производства и обращения. За некое подобие эталоны цены необходимо в этом случае понимать цены сравнимых техническом плане и по размеру производства предприятий. Эти и некоторые иные критерии могут позволить с той или иной степенью точности определить наличие "приемлемой" конкуренции, которая в долгосрочном плане более прибыльна и для предприятий, и для потребителей, нежели любая форма монополии. В первую очередь это связано с тем. что хозяйствующие в условиях конкуренции предприятия более склонны использовать диверсификацию производства как маркетинговую цель максимизации прибыли, а также скорее внедряют более прогрессивные методы хозяйствования (организации труда, поощрения и наказания персонала, информатизационные системы и т.д.), что существенно повышает их прибыль и благосостояние потребителей.

Итак, способ деловой активности - какое-то время получать сверхприбыли под прикрытием какого-либо нормативного акта, устанавливающего ограниченность конкуренции на данном рынке, но затем оказаться перед угрозой полного поглощения или банкротства, либо сразу ориентироваться на стратегию выживания и получения прибыли не за счет взвинчивания цен, а путем минимизации затрат - выбирает само предприятие. Далее мы будем вести речь преимущественно об экономике тех предприятий, которые выбрали последнее.

Важная статья

Виды государственных облигаций в России
В этом году наша страна отметила пятилетие начала активных рыночных преобразований всех строн политической, экономической и общественной жизни России. Знакомые ранее лишь по учебникам политической экономии капитализма термины стали неотъемлемой частью обыденного делового оборота, вошли в новые правовы ...