website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Повышение роли экономического стимулирования.

ИТОГИ РЕФОРМЫ 1965 г.

Реформой 1965г. намечались меры, которые должны были значительно повысить эффективность общественного производства. Осуществление ее явно улучшило положение в экономике. В послевоенные годы наиболее результативной оказалась восьмая пятилетка (1965-1970гг.), совпавшая с проведением хозяйственной реформы: валовой общественный продукт увеличился на 43%, производственный национальный доход на 45, продукция промышленности на 50, сельского хозяйства на 23, производительность общественного труда на 39, реальные доходы на душу населения - на 33%.[8] Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли.

Расширение самостоятельности предприятий на основе единого государственного плана и переход к новым более гибким методам планирования и оценки работы предприятия, «реабилитация» товарно-денежных отношений способствовали сдвигам в сторону хозрасчетной экономики, выявлению производственных резервов, улучшению ассортимента и качества продукции.

Однако, как отмечалось в журнале «Новое время» № 5 за 1987г., «Перемены, начатые в 1965г., породили большие надежды, но закончились разочарованием. Реформа ушла ²в песок², поставленных целей не достигла». Причин этому было немало. Для успешного проведения реформы было необходимо:

сформировать новое экономическое мышление, позволяющее иначе взглянуть на сущность производительных сил и производственных отношений, планомерности, отношений собственности, товарно-денежных и рыночных отношений;

осмыслить актуальность не поверхностных изменений и обновлений, не эволюционных перемен, а революционной перестройки деформированной материально-технической базы, бюрократического аппарата, кадров, организационных структур, всех сторон жизни страны;

включить в процесс обновления хозяйственного механизма производственные отношения трудящихся, их интересы, а не ограничиваться попытками разработать и освоить новый хозяйственный механизм на уровне руководящего звена, аппарата для которого сложившаяся система всегда предпочтительна любым новшествам, которые надо осваивать и за которыми следует персональная ответственность, если даже оставить в стороне господствовавшее экономическое мышление. Попытки решать революционные задачи даже на основе эволюционных изменений без реального участия масс, без задействования интересов каждого человека всегда оканчивались неудачей.

Вместо этого реформа натолкнулась на большие трудности, сопротивление. Уже к концу 1966г. обобщение ее первого опыта позволило сделать выводы: «Механизм новой системы планирования и экономического планирования и экономического стимулирования работает на этой стадии с большим напряжением, преодолевая:

силы инерции старых форм и методов управления и планирования как внутри предприятия, так и вышестоящих организаций;

несовершенство, неотработанность методических положений и организационных форм подготовки к работе предприятий в новых условиях;

сопротивление старой отжившей свой век системы через связи предприятий, работающих в новых условиях, с массой предприятий, органов снабжения, транспортных и торговых организаций, еще не переведенных на новую систему»[9].

В дальнейшем силы противодействия новому проявились с большей очевидность и прежде всего в планово-экономических центрах и хозяйственном аппарате возрожденных министерств, для которых возврат к отраслевому управлению стал доказательством неизменяемости сложившихся в сталинский период основ планового управления и хозяйствования.

К сожалению, на это не было обращено внимания и в результате аппарат выступал в роли защитника основ социализма, незыблемости сложившегося административно - бюрократического централизма при любых условиях. А отдельные специалисты и ученые, боровшиеся за претворение в жизнь хозяйственной реформы, нажили себе ярлыки: «товарник», «рыночник», «новонеповец», «душитель плановой системы». Надо однако признаться, что и те, кто возглавил реформу, пропагандируя и борясь за полное осуществление ее положений и принципов, в том числе таких, как широкое использование товарно-денежных отношений, цены, прибыли, кредита, оптовой торговли, не могли преодолеть догматического представления о социализме, централизме, самостоятельности предприятий. В силу этого вместо активной борьбы с противодействием реформе в аппарате управления, в печати, на совещаниях, в лекциях много места уделялось критике советологов, использующих реформу «для очередного пропагандистского наступления на идеи, практику и перспективы строительства коммунизма»[10]. Пугали себя призраком «конвергенции», расширением прав предприятий «вплоть до возможности самостоятельного выхода на внешний рынок», возможности практического интереса к непу и коммерческому расчету.[11]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Важная статья

Распределение как элемент маркетинга
Одним из важнейших элементов маркетинга является распределение. Оно связано с решением трех главных вопросов: содержания товарных запасов; использования транспорта; выбора канала распределения. Любой вид бизнеса в той или иной степени связан с решением этих вопросов. В первую очередь, кон ...