website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Повышение роли экономического стимулирования.

В новых условиях требовался новый подход к обоснованию темпов и пропорций развития народного хозяйства, структурной политики и задач социально-экономического развития общества с учетом быстрых сдвигов в технике и технологии производства, структуре производства и потребностях общества. Методологические подходы в этих условиях должны были быть больше ориентированы на всестороннее отражение в планах прежде всего задачи и долговременных последствий развития науки и техники, технического обновления и совершенствования производственного аппарата, технологии и организации производства, улучшения качества продукции. Иначе говоря, планирование правильно рассматривалось не как сумма сложившихся, раз и навсегда установленных, закостенелых форм и методов руководства хозяйством, а как динамичная, постоянно развивающая система, вбирающая в себя многолетний опыт руководителей производства, знания и опыт ученых, осуществляющая экономическую политику.

Однако реальное развитие методологии, методики, организации и технологии планирования, их научно-технической базы не сумело оторваться от темпового, ресурсно-распределительного подхода как стержневой основы планирования. Продолжал развиваться процесс деформации элементов его механизма, таких, как оценка потребностей и возможностей роста производства, когда решения принимались на основе оценок экстенсивного роста в базовом периоде без достаточного учета структурной политики. Это приводило к недооценке комплексного подхода и программно-целевых решений при разработке планов развития народного хозяйства с учетом задач усиления роли интенсивных факторов развития.

Важно и то, что оптимальные плановые решения на уровне народного хозяйства должны формироваться с участием предприятий и объединений. На этом уровне как бы вступает в действие вторая ступень оптимизации плановых решений.

Именно когда сливаются в один поток плановые решения, принятые на основе системы научно-технических, экономических и социальных критериев на уровне народного хозяйства, с оптимальными решениями коллективов предприятий, принятыми по их локальным критериям, позволяющим ввести в действие дополнительные ресурсы, не учтенные в централизованно разработанном плане. Вторая ступень оптимизации, учитывающая конкретные хозяйственные связи, производственные резервы и возможности, чтобы полнее удовлетворить запросы потребителя, с одной стороны, расширяет критерии оптимизации решений, с другой - выдвигает коллективы предприятий, превысившие общественные требования к росту производства и его эффективности, в число формирующих новые, более высокие критерии оптимизации плановых решений.

К сожалению, вопросам методологии планирования в этот период не уделялось должного внимания ни практикой, ни наукой. Госплан СССР удовлетворялся разработкой подготовленных методологических указаний для аппарата министерств и ведомств.

Для макроуровня и для основного звена новые методологические подходы не были разработаны. А это было необходимо, так как методология планирования советской экономики с её масштабами общественного производства, усложнением межотраслевых связей, динамичностью, особенно на этапе интенсификации, быстрого изменения научно-технического потенциала, все в большей степени становилась научной основой методики, организации и технологии разработки и осуществления планов. Это относилось и к планам совершенствования самой системы управления, планирования и экономического стимулирования.

В этих направлениях велась определенная работа, но выхода на уровень качественной перестройки форм, методов и технологии планирования она не получила. И здесь сработала инерция экономического мышления, не позволявшая увидеть необратимость качественных изменений в производительных силах и производственных отношениях, требующих других форм и методов планирования. Анализ состояния методологии планирования показал, что коренное улучшение структуры, сбалансированности, решение задач интенсификации и эффективности производства требует достижения всесторонней интеграции при разработке и выполнении планов таких его разделов, как развитие науки и техники, капитальных вложений и капитального строительства, производства продукции, лучшего сочетания отраслевого, территориального и программного планирования. Такой подход был необходим для коренного совершенствования структуры общественного производства, его технического уровня, размещения, специализации, унификации, активного использования решающих факторов для реального перехода экономики на интенсивный путь развития, обеспечения роста эффективности, устойчивого динамичного развития, народного хозяйства.

План должен был не только определять количественные параметры, но и стать экономическим рычагом прямого воздействия на социально-экономические процессы, на систему экономических интересов, развитие и повышение эффективности производства, совершенствование распределительных отношений. Особое значение в решении этих проблем имело плановое регулирование системы оплаты труда, экономического стимулирования, ценообразования, финансов, кредита, развитие системы экономических нормативов, обеспечение на этой основе устойчивости денег, сбалансированности денежной и товарной массы и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Важная статья

О социально-экономических особенностях развития России
Рассуждая о социально-экономическом развитии России, я исхожу прежде всего из возможности рационального анализа этого процесса, что само по себе контрастирует с известным тютчевским тезисом "умом Россию не понять". Кроме того, важно, что специфика развития отнюдь не обязательно предполагает его ун ...