website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Немного истории

- если чиновник по суду приговорен к наказанию с внесением этого факта в послужной список;

- если он перешел на иноземную службу без согласия правительства. Устав запрещал получать пенсию в отставке и жалование при вступлении вновь на службу. Поступающий вновь на службу получал либо жалование, либо пенсию, смотря по тому, что было выше. Все права на получение пенсий должны были подтверждаться законными свидетельствами: послужным списком чиновника, составленным по общим правилам и форме и свидетельством о болезни, если она являлась причиной увольнения по Службе.

Особенные уставы

Кроме общего Устава действовали "особенные уставы о пенсиях и едино­временных пособиях по некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специ­фику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдален­ность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.

Эмеритальные кассы

Особое место в пенсионном обеспечении гражданских служащих занимали так называемые эмеритальные кассы. Цель создания кассы - обеспечить дополнительными суммами пенсий вы­шедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут на­значены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в размере 4-6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертво­ваний и других возможных поступлений. Средства кассы составляли собствен­ность всех ее участников и ни в каком случае, и ни под каким предлогом не могли быть использованы иначе, как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.

Эмеритальные пенсии разделялись:

- на степени - по должностным окладам содержания участника кассы в по­следние три года;

- на классы - по продолжительности выслуги;

- на разряды - по числу лет участия в кассе. Эмеритальные пенсии в сравнении с пенсиями, назначаемыми по общему и особенным уставам, составляли значительные суммы.

Так, чиновник юридического ведомства с окладом жалования 600-800 руб. в год, чей стаж и участие в кассе составляли 35 лет, мог рассчитывать на эмери­тальную пенсию в размере 280 руб. По общему же уставу его пенсия составляла 185 руб.[2]

Принципиальные положения пенсионного законодательства оставались не­изменными в течение 90 лет. Пенсионная система была проста. Ее разрабатывали отечественные администраторы и экономисты применительно к российскому государственному устройству. После Октябрьской революции в 1918 г. было принято «Положении о соци­альном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание госу­дарственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вы­званной различными причинами, в том числе и старостью. [22]

Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало строить­ся не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособно­сти и наступления в связи с этим инвалидности по старости. Возраст в качестве критерия получения помощи как бы отошел на второй план, пропустив на первый невозможность пожилым человеком продолжать трудовую деятельность.

Первым шагом в направлении перехода к пенсионному обеспечению, осно­ванному, прежде всего на достижении человеком определенного возраста явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочим факультетов, дос­тигшим 65-летнего возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охва­тило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных изменений до конца 80-х гг. После принятия Конституции СССР 1986 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения трудящихся, не свя­занное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пен­сионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.

Реформа Пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, осуществленная в 1973-74 гг., позволила улучшить материальное по­ложение инвалидов I и П групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по ин­валидности были приближены по размерам к пенсии по старости.[3]

Одним из существенных элементов организации пенсионного обеспечения является его финансирование. В СССР трудящиеся своими доходами не участво­вали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсий. Расходы на пенсионное обеспечение граждан покрывались за счет бюд­жета государственного социального страхования, который входил в государст­венный бюджет СССР.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Важная статья

О социально-экономических особенностях развития России
Рассуждая о социально-экономическом развитии России, я исхожу прежде всего из возможности рационального анализа этого процесса, что само по себе контрастирует с известным тютчевским тезисом "умом Россию не понять". Кроме того, важно, что специфика развития отнюдь не обязательно предполагает его ун ...