website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Проблема психологического риска и пути ее разрешения

В государстве в результате общественного согласия, сложившегося под воздействием экономических и социальных факторов, формируется пенси­онная система определенной модели. Правительство осуществляет различные пенсионные программы. Однако люди могут обеспечить свою старость и с помо­щью частных сбережений. Почему же в таком случае правительство всегда при­нимает участие в программах для пенсионеров? Величина частных сбережений многих людей не достаточна для обеспечения социально приемлемого уровня жизни. Общество не может допустить, чтобы люди, по недостатку предусмотри­тельности или по другим причинам не скопившие в прошлом достаточно средств, умирали от голода, расплачиваясь за собственные ошибки. Но раз люди знают, что они будут обеспечены даже в том случае, если не будут делать сбережений, то возникает проблема, которую экономисты называют проблемой психологического риска.[10] Ущерб в этом случае заключается в том, что, обеспечивая людей, не де­лающих сбережений, общество снижает стимулы к сбережениям. Для разрешения этой проблемы используются два подхода:

1. Общество может осуществлять программы помощи беднякам, но для ее получения должны существовать достаточные ограничения, налагаемые таким образом, чтобы люди предпочитали не пользоваться этими программами, за ис­ключением тех случаев, когда они вынуждены делать это.

2. Сделать сбережения принудительными. Программы с ограничениями существуют в форме частных пожертвований, а также доходов из вспомогательной системы социального обеспечения. Однако, учитывая то, что для пожилых людей, не сделавших сбережений, все же должны быть, обеспечены достаточно крупные суммы, все страны полагаются главным образом на принудительные сбережения.

Программа обязательных сбережений может осуществляться правительст­вом, как это делается почти во всех странах, или правительство может просто по­требовать от людей каждый год представлять свидетельства того, что они отло­жили требуемую сумму. Осуществляемая правительством программа принуди­тельных сбережений имеет то преимущество, что нет необходимости проверять каждого человека, отложил ли он в этом году требуемую сумму сбережений. В этом случае не существует также необходимости проверять состояние банка, вза­имного фонда или другого института, на счета которого производятся вложения. Однако эта программа имеет тот недостаток, что она находится полностью в ру­ках правительства и, следовательно, является объектом различного рода полити­ческих манипуляций. Кроме того, правительственный проект принудительных сбережений не испытывает конкурентного давления, способствующего предло­жению новых, более удобных методов сбережений.

При частной программе сбережений люди могут осуществлять свои плате­жи, одновременно аккумулируя проценты, и затем, в старости, получить то, что они выплатили, вместе с процентами, накопившимися за это время. Однозначный вывод из этого анализа сделать невозможно: решения, при­нимаемые на федеральном уровне и на уровне местных органов власти, оказыва­ют глубокое и разнообразное влияние на экономику и общество. Роль правитель­ства в экономике разнообразна и широкомасштабна. Наша экономика действи­тельно является «смешанной»: нашу экономическую жизнь формируют как обще­ственные, так и частные решения, опирающиеся на рыночные рычаги, и на поли­тические процессы.

Важная статья

Всемирное хозяйство
Всемирное мировое хозяйство представляет собой многообразную многоуровневую систему. В ней существуют и проявляются многовариантные возможности развития. Постоянно происходят сдвиги в соотношении сил, уровнях экономического развития. Имеются параметры взаимодействия развитых и развивающихся стран. Это о ...