website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Создание Европейского Экономического Сообщества.

Без подписания Римского договора стали бы невозможными сегодняшние планы политиков о глобальной европейской интеграции. За свою историю Европейское Экономическое Сообщество претерпело ряд изменений состава участников (но, что показательно, только в сторону увеличения их числа). На данный момент в эту организацию входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция (Приложение 1).

Предпосылки интеграции изначально были заложены в самом тексте Римского договора, так статья 107 гласит: « .каждое государство-член рассматривает свою политику в области валютных курсов как сферу общих интересов».

В соответствии с Римским договором, в 1958 году создан Монетарный комитет, в задачи которого входит: « .наблюдение за валютно-финансовым и денежно-кредитным положением государств-членов и Сообщества в целом, а также наблюдение за общим платежным оборотом государств-членов и представление Совету (министров ЕЭС - авт.) или Комиссии по ЕЭС регулярных отчетов по этим наблюдениям; по запросу Совета или Комиссии или же по собственной инициативе представление заключений».

Монетарный Комитет осуществляет свою деятельность совместно с Комитетом Президентов центральных банков. Он создан в 1964 году. Основные задачи: представление консультаций по основным направлениям политики центральных банков, регулярный обмен информацией о важнейших мероприятиях, проводимых ими, последующий контроль за проведением операций.

Оба эти органа заседают раз в месяц. До начала функционирования Европейской валютной системы (ЕВС) их деятельность не могла быть достаточно эффективной. Решения носили скорее программно-политический характер, нежели конкретно-правовой.

Тем не менее, в начале второй половины XX века в Европе сложился альянс из сильнейших государств континента, который помогал преодолеть чрезмерную территориально-политическую раздробленность, образовывал (сначала неявно) некий баланс сил в мире по отношению к США (с распадом СССР ЕЭС остался, пожалуй, единственным противовесом этой супердержаве), а также заложил необходимую базу для продолжения экономической интеграции стран-участниц.

В 1965г. Комиссия Европейского Сообщества впервые высказалась в поддержку идеи распространения общих интеграционных принципов в сфере валютных отношений.

Для подготовки конкретного плана действий была создана рабочая группа из числа высокопоставленных представителей государств-членов под председательством Пьера Вернера, премьер-министра Люксембурга. Уже в октябре 1970г. группа представила свои предложения, впоследствии названные планом Вернера.

Авторы плана рекомендовали правительствам национальных государств резко усилить координацию их экономической политики и сузить лимиты колебаний обменных курсов. Более того, они предлагали передать решения, касающиеся процентных ставок, реальных паритетов валют и управления валютными резервами, в ведение Европейского Экономического Сообщества. В докладе говорилось и о необходимости установления общих ориентиров в сфере бюджетной политики национальных государств, способов финансирования бюджетных дефицитов и использования бюджетного профицита. Кроме того, требовались гармонизация систем налогообложения и сотрудничество правительств в области структурной и региональной политики.

Основным недостатком плана Вернера было поклонение американскому доллару. В частности, стабилизация обменных курсов западноевропейских валют в практическом плане означала сужение пределов их колебаний в отношении золотого содержания доллара. Это порождало внутренний парадокс: с одной стороны, «шестерка» стремилась к созданию самостоятельного экономического и валютного союза, с другой – определение обменных курсов валют, этот важнейший элемент валютной политики, оставался делегированным Международному валютному фонду и находился вне сферы контроля самих западноевропейских стран.

Хотя достигнутая на тот момент степень интернационализации экономики Западной Европы уже требовала совместных действий западноевропейских государств в валютной сфере, она еще не позволяла перенести центр тяжести экономической и валютной политики на уровень сообществ. Поэтому смелые предложения рабочей группы, названные выше, встретили смешанную реакцию в правительственных кругах стран – членов ЕЭС.

В марте 1971г. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) высказал свое принципиальное согласие с идеей продвижения к экономическому и валютному союзу. Вместе с тем решение это было половинчатым: министры договорились лишь об осуществлении первого этапа (сокращение лимитов колебаний обменных курсов), причем в экспериментальном порядке. Что касается последующих этапов, то их обсуждение было отложено на будущее. Как потом выяснилось, этот разрыв в самой концепции проекта имел роковые последствия для его судеб. Даже та скромная задача, которая была одобрена ЭКОФИНом, оказалась неосуществимой. Буквально через несколько месяцев резкое осложнение положения на международных валютных рынках опрокинуло саму идею экономического и валютного союза.

Перейти на страницу: 1 2 3

Важная статья

Сущность рыночной экономики, пути к ней России
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на ...