website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Стратегия и тактика реформирования сельского хозяйства

Важный обобщающий вывод из процесса преобразования аграрной структуры сводится к тому, что при всей очевидности и настоятельной необходимости осуществления радикальной реформы в целом, ее дальнейший ход должен быть переориентирован на эволюционный путь социально-экономических изменений. Есть мировой опыт проведения таких реформ, общие основополагающие принципы перехода на рыночную систему экономических отношений. Эти принципы, бесспорно, должны быть использованы в стратегии и тактике реформирования. Но есть и специфика России с ее историческими традициями, экономическими, социальными, региональными и другими особенностями, которые также необходимо всесторонне учитывать.

Особенно важно принимать в расчет нравственно-психологический фактор, степень восприятия различными группами сельского населения самой идеи реформы, а тем более механизма ее реализации, т.е. есть степень "созревания" социальной базы реформы. Оно происходит очень медленно, и с этим нельзя не считаться. Иначе новые структуры и формы взаимоотношений, как в свое время колхозы, будут "насаждаться" со всеми негативными последствиями.

Нельзя не считаться и с другими ограничителями ускоренного осуществления аграрной реформы, прежде всего с отсутствием необходимой, тем более для новых форм хозяйства, материально-технической базы. Возможности для материально-технического обновления определяются общим состоянием экономики, развитием индустриальных отраслей АПК. Сейчас экономическая мощь страны существенно ослаблена, в том числе из-за разрушения прежних связей в системе АПК бывшего СССР. Во многом это обусловлено последствиями заложенного в прежней административно-командной системе глубокого кризиса, а также просчетами в тактике проведения реформы, увеличившими ее неизбежные издержки, создающими напряженность в социальном развитии.

Учитывая сказанное, все дальнейшие шаги по пути преобразования сложившейся в годы "социалистических преобразований" системы аграрных отношений должны быть тщательно методологически обоснованы, иметь надежные правовое обеспечение и экономический механизм. Нельзя абстрагироваться и от необходимости подготовки производственного потенциала хозяйств, и от важности формирования новой аграрной структуры. Только таким образом, осуществляя комплексные, поэтапные преобразования, соизмеряя цели и задачи с возможностями и фактическим состоянием социальной и материальной базы реформы, с реальными сдвигами в формировании рыночной среды, развития рынков товаров, труда, земли и капитала, региональных рынков, укрепляя международное сотрудничество в агропромышленной сфере, можно уверенно прогнозировать дальнейший позитивный ход аграрных преобразований.

Думаю, в настоящее время главная задача осуществления аграрной реформы состоит в системной разработке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования процесса реформирования, включая все правомочия по распоряжеяию земельной собственностью при возрастающем государственном контроле за использованием земли. В этих целях принципиальное значение имеет решение следующих проблем:

- завершить в ближайшее время юридическое оформление прав на все земельные участки и земельные доли в соответствии с принятым аграрным законодательством, указами Президента России;

- постепенно (по мере стабилизации социально-экономического положения в стране) формировать рынок земли при условии целенаправленного государственного регулирования путем установления дифференцированного (в зависимости от местных условий) максимального размера земельного участка, который может иметь в собственности или аренде физическое лицо, обязательного целевого использования сельскохозяйственных земель, ограничения сроков продажи земель, полученных бесплатно из государственного фонда, предоставления сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам только на условиях аренды, введения специальных налогов на куплю-продажу земли, разрешения приобретения сельскохозяйственных земель только лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в сельском хоязйстве;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Важная статья

Финансовый капитал как системообразующий базис экономики
Политика реформирования российской экономики поставила множество проблем внедрения капитала как в экономику, так и в общественное сознание. При этом сложился интересный парадокс: ставится и решается большое количество конкретных вопросов, так или иначе связанных с капиталом (капитализация, уставный капитал, ...