website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Стратегия и тактика реформирования сельского хозяйства

Наконец, предпочтительным по сравнению с прямым изъятием части продукции представляется метод "связанных" закупок сельскохозяйственной продукции по более низким, чем рыночные, ценам, компенсируемым льготными условиями производственно-технического, кредитного и иного обеспечения производителей. Предварительным условием эффективного использования данного метода является неукоснительное соблюдение государством своих обязательств, а также распространение его воздействия на сопряженные с сельским хозяйством сферы, в частности на кредитную, на фондопроизводящие отрасли АПК. Кроме того, условия организации этой формы пополнения государственного продовольственного фонда должны дифференцироваться в зависимости от экономической ситуации в отдельных регионах и отраслях, от уровня требований и запросов отдельных групп производителей и конкретных хозяйств.

Учитывая кризисную ситуацию в аграрном секторе и техническую отсталость сельскохозяйственного производства, в ближайшие два-три года следует обеспечить ему особый, стимулирующий развитие режим, внеся соответствующие изменения в систему ценовых, кредитных налоговых и иных экономических регуляторов АПК.

В области ценовой политики на продукцию сверх постепенно сокращающихся поставок в госфонд по гарантированным ценам устанавливаются свободные цены спроса и предложения. В системе прямой купли-продажи стабильность в экономических отношениях могла бы обеспечиваться применением залоговых цен, размеры которых, как правило, должны быть выше гарантированных, но ниже рыночных. В качестве временных мер на ближайшие годы ценовые паритеты должны подкрепляться дотациями на отдельные виды продукции сельского хозяйства, особенно в связи с ценовым диспаритетом в АПК и экономике страны в целом. Дополнительное бюджетное финансирование при этом должно осуществляться только под специальные программы.

В области кредитной политики целесообразна замена прямого финансирования преимущественно системой самофинансирования. Это - условие развития нормальных рыночных отношений, оно обусловливает особую роль кредита - важнейшего рычага государственного экономического регулирования. Процентные ставки необходимо устанавливать исходя из конъюнктуры рынка, предоставляя льготные кредиты под специальные инвестиционные программы при условии их выполнения, а также в целях поддержки новых предпринимательских форм хозяйства (крестьянских, фермерских кооперативов и т.д.). Все льготы по кредитам, в том числе предоставленным коммерческими банками, включая льготы по налогообложению прибыли последних покрываются за счет федеральных и региональных финансовых бюджетных средств. Льготы по кредитам должны носить временный характер и увязываться с конечным экономическим и социальным эффектом их предоставления. Сегодня необходимо применять и расширять практику государственного кредитования под залог закупок сельскохозяйственной продукции. Авансовый характер такой формы кредитования в сочетании с гарантиями государством оплаты по ценам договоренности или рыночным ценам стимулирует устойчивое поступление продукции сельского хозяйства в централизованные фонды.

В области налогообложения также необходим переход к новым методам. В аграрном секторе сейчас формируется налоговая система, которая включает земельный налог, налог на добавленную стоимость, ряд других видов налогов. Практика свидетельствует о негативном влиянии на развитие агропродовольственной сферы такой системы налогообложения. Кроме того, в ней нет рычагов для проведения антимонопольной политики как в производственной сфере, так и в сфере обращения. В настоящее время в России в отличие от ряда восточноевропейских стран сельскохозяйственные предприятия платят налог на землю, не превышающий 2% от нормативной цены земли. Освобождение их от уплаты налогов, устанавливаемых на общих основаниях, оправдано на данном этапе лишь как временная мера экономической поддержки развития сельского хозяйства. В связи с этим важно установить более обоснованные средние и дифференцированные ставки подоходного налога, непосредственно связанные с величиной дифференциальной земельной ренты. В условиях фактической убыточности сельского хозяйства налогообложение прибыли не имеет под собой необходимой экономической основы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Важная статья

Всемирное хозяйство
Всемирное мировое хозяйство представляет собой многообразную многоуровневую систему. В ней существуют и проявляются многовариантные возможности развития. Постоянно происходят сдвиги в соотношении сил, уровнях экономического развития. Имеются параметры взаимодействия развитых и развивающихся стран. Это о ...