website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Третье поколение учебников по экономике

Действительно, социальный мотив оказывается сегодня едва ли не решающим фактором, под воздействием которого формируется тот или иной тип переходной экономики. От качеств рядовых субъектов экономического действия в значительной степени зависит, например, смогут ли "низы" адекватно воспринять реформаторские импульсы "верхов". Мало изученной остается и сама экономическая жизнь "низов", формирующая в переходной экономике специфическую хозяйственную среду.

Кроме того, важным фактором современной экономической жизни России, вполне сопоставимым по своему влиянию с традиционными факторами производства (землей, трудом и капиталом), стал сегодня социальный капитал - "вклад социальной организации общества в производство" [6, с. II]. Ведь социальный капитал может в определенных границах стать заменителем других факторов производства, а значит, иметь стоимостную оценку, сопоставимую с стоимостной оценкой последних. И эффективность проекта может оцениваться по совокупной эффективности всех факторов производства, включая социальный. А это уже прямо входит в сферу интересов экономического анализа.

Конечно, на пожелания включить социальные компоненты непосредственно в курс экономической теории есть резонное возражение: нельзя бесконечно расширять предмет вполне конкретной экономической дисциплины. Он должен быть строго очерчен микро- и макроэкономическим анализом. Однако сам факт включения в новые учебники обширного материала, касающегося переходных процессов вообще и их российской специфики в частности, уже свидетельствует о разрыве со строгими канонами. Причем в наших условиях - о разрыве вполне оправданном. Кроме того, нельзя не отметить, что даже в классические учебники входят главы социального плана. Так, в знаменитом учебнике Фишера, Дорнбуша и Шмалензи можно обнаружить главы о человеческом капитале и профсоюзах, о неравенстве, бедности и дискриминации в США. Да и сами авторы этого учебника в предисловии к русскому изданию отмечают: «С точки зрения теории переходного периода наиболее важным элементом, отсутствующим в курсе "Экономики", являются вопросы о том, какими темпами - с политической точки зрения - может происходить процесс трансформации, а также о том, как преодолеть сопротивление кругов, заинтересованных в торможении реформ» [7, с. XXXI]. Все это вопросы, которые невозможно решить без включения в экономический контекст социальной и даже политической составляющей.

Естественно, что требования такого расширения и экономического анализа, и курса экономической теории тем более актуальны для нас самих. Причем подобные пожелания раздаются не только в научных кругах, их высказывают и практики, создающие новую российскую экономику. Например, А. Таранцев - президент компании "Русское золото" отмечает: "Рыночные институты нужны и должны работать, но с учетом нашей национальной специфики, причем с учетом не формальным и поверхностным, а всесторонним" [8]. Такой анализ рыночных институтов возможен только с опорой на данные социально-экономических исследований, с широким привлечением экономической социологии, возможно, социальной психологии и т.п.

Разумеется, все это пока находится только в поле зрения "большой науки", но все же представляется, что отдельные выводы уже могут найти свое место и в расширенном курсе экономической теории. Это позволит новому поколению экономистов обрести более объемное представление о предмете. И раз такая потребность есть, будем ждать "четвертое поколение" отечественных учебников по экономике.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Важная статья

Статистика производительности труда
Под производительностью труда, как известно, в экономической литературе понимают степень эффективности живого труда, его фактическая способность производить в единицу времени определенное количество потребительских ценностей или количество затраченного времени на производство единицы продукции. Существует ...