"Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."
Разделы сайта
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.[9]
Основные показатели рентабельности торговых предприятий представлены на рис. 5. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятельности ООО «Импрод».
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения 2).
Таблица 6
Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «Импрод» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель |
1999 г |
2000 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
105258 |
182842 |
Себестоимость реализации товаров |
91771 |
158772 |
Коммерческие расходы |
9990 |
15886 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Проценты к получению |
49 |
39 |
Прочие операционные доходы |
180 |
200 |
Прочие операционные расходы |
785 |
870 |
Прочие внереализационные доходы |
408 |
71 |
Прочие внереализационные расходы |
131 |
233 |
Прибыль отчетного периода |
3217 |
7390 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
3,32 |
4,48 |
- по балансовой прибыли |
3,06 |
4,04 |
Как видно, что в 1999г., что 2000г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2000г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Важная статья
Автоматизация инвестиционной компании
За последние 7 лет прошел целый ряд этапов становления и
развития рынка ценных бумаг. За этот период этот экономический институт
потерпел множество изменений: были подъемы, спады, а в последнее время и
тяжелейший кризис. Но тем не менее рынок рос, развивался. И естественно, с
развитием рынка страны появилос ...