"Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."
Разделы сайта
Женщины-преподаватели более сдержанны: превосходство мужчин в своей профессиональный ной сфере признают лишь 14% ассистентов, 22% доцентов и 13% профессоров. В целом на гуманитарных факультетах женщины заметно реже отмечают превосходство мужчин в профессиональной деятельности.
С тем чтобы яснее понять позицию женщин, им был задан уточняющий открытый вопрос (без вариантов ответов): "Как еще Вы можете объяснить более высокий профессиональный статус мужчин в МГУ?". Следует отметить, что 70% опрошенных вообще ничего не смогли
сказать по этому поводу: явная гендерная асимметрия в МГУ либо их не волнует, либо они ее не замечают и поэтому не пытаются объяснить. Все содержательные ответы могут быть сгруппированы следующим образом (%):
Причины — различия между полами, обусловленные природой (у мужчин лучше развито абстрактное мышление, они умнее, способнее, более целеустремленные, они должны руководить) - 16
Причины, связанные с полом (дискриминация женщин, неравенство, менталитет общества, патриархальная традиция, "двойная занятость") - 12
Причины, свойственные МГУ (политика руководства, коллегиальность мужчин, женщины работают, а мужчины представительствуют) - 2
Первая группа причин — многократно описанная в литературе "биологическая трагедия женского пола, подкрепленная ссылками на открытия в области биологии и психологии Большинство респонденток, назвавшие эти причины, имеют стаж работы до 5 лет, их возраст не превышает 30 лет. Очевидно, эти женщины впервые столкнулись с трудностям профессионального роста и увидели, что равенство стартовых позиций мужчин и женщин
после окончания учебы не обеспечивает одинаковой карьеры, мужчины делают ее быстрее
Легко заметить, что вторая группа причин — более детальное раскрытие второй позиции уже рассмотренной выше: женщины объясняют ситуацию с высоким профессиональным статусом мужчин в МГУ существующей в обществе традицией.
Третья группа - внутренние для МГУ причины, но на них указывает весьма незна-чительное число респонденток. .
Дополнительные штрихи к портрету университетских женщин дают ответы на вопрос о том, какие личностные качества лучше всего характеризуют научных сотрудников преподавателей МГУ - женщин и мужчин. Респонденткам было предложено выбрать 3 наиболее характерные качества из 10 предложенных и дана возможность самостоятельно
пополнить этот список. Нравственно-профессиональный облик женщин и мужчин совпадает, по мнению женщин, лишь в одном: и у тех и у других лидирует профессионализм. Ниже приведены данные по личностным качествам женщин и мужчин, которые наилучшим образом характеризуют их как университетских работников.
Качества, |
Рейтинг |
Качества, присущие науч |
Качества, |
Рейтинг |
присущие |
женских |
ным сотрудникам и |
присущие |
мужских |
женщинам |
качеств |
преподавателям МГУ |
мужчинам |
качеств |
(%) |
(%) | |||
63 |
1 |
Профессионализм |
64 |
1 |
61 |
2 |
Ответственность |
17 |
5 |
39 |
3 |
Теплое, искреннее отно |
5 |
9 |
шение к студентам | ||||
28 |
4 |
Способность ладить |
12 |
6 |
с коллегами | ||||
16 |
5 |
Дисциплинированность |
8 |
8 |
14 |
6 |
Нравственность |
4 |
10 |
8 |
7 |
Умение воспринимать |
22 |
4 |
нововведения | ||||
8 |
8 |
Новаторство |
29 |
3 |
5 |
9 |
Предприимчивость |
37 |
2 |
4 |
10 |
Осмотрительность, осто |
11 |
7 |
рожность |
Важная статья
Европейская система центральных банков организация и задачи деятельности
За время
социально-экономических преобразований в России, в других странах бывшего СССР
и СЭВ, мировые хозяйственные связи значительно изменились. Россия заняла
определенное место в новой интегрированной мировой финансово-экономической
системе и испытала на собственном опыте как ее преимущества, т ...