website template image
Экономика сегодня

website template image "Любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях."


Российская наука на рынке

Вопреки мифам о рыночной неэффективности российской науки и о ее ненужности нашему обществу, есть немало свидетельств того, что сформировался широкий круг ее потенциальных потребителей, испытывающих потребность в отечественной наукоемкой продукции. Как нетрудно догадаться, одной из главных слагаемых конкурентоспособности этой продукции является ее низкая цена. Отечественное оборудование для большинства видов промышленности, например, стоит примерно 30% от стоимости западного, причем, по мнению потребителей, разница в качестве не так уж велика, чтобы оправдать такое различие в цене.

Да, как ни странно, отечественная наукоемкая продукция обладает довольно приличным качеством. Это выглядит удивительным на фоне развала российской науки, но ее неплохие традиции, а также дисциплина оборонки и таланты наших кулибиных все еще дают о себе знать. Хотя, конечно, приличное качество российской продукции достигается не только за счет этого, но и благодаря использованию зарубежных комплектующих: на отечественных, например, лампах ни один сложный прибор работать не будет. Да и вообще у нас есть традиция сложное делать лучше простого:

отечественный велосипед менее надежен, чем отечественный космический корабль. Во многом поэтому на мировом рынке российская наукоемкая продукция выглядит гораздо лучше, чем более простые изделия: покупают наши истребители, но не ботинки.

Немаловажным обстоятельством является и то, что наше оборудование может работь в экстремальных условиях (тундры, тайги, "бездорожья и разгильдяйства"), в которых субтильные зарубежные образцы быстро "загибаются". По мнению специалистов, "наше хотя и хуже, но крепче", что очень важно, поскольку в России наукоемкая продукция используется в ненормальных условиях ("а где взять другие?"), по истечении срока годности (" где взять новое?") и часто вообще не по назначению ("мы этим гвозди заколачиваем"). Эксперты также отмечают: отечественные приборы обычно проще по конструкции - "рассчитаны на дурака", что позволяет им находить в нашей стране массовый спрос, и обладают незаурядным потенциалом "дуракоустой-чивости" - не ломаются даже при неправильном потреблении.

В некоторых ситуациях необходимая российскому потребителю наукоемкая продукция может быть только отечественной. Например, учебные копьютерные программы по истории Алтайского края или Вологды ни в США, ни в Китае не разрабатывают и вряд ли смогут разработать.

И наконец, действует фактор, связанный с тем, что мы живем в конце XX века. Это дает о себе знать даже в нашей стране. Современные приборы и технологии настолько сложны, что их приобретение часто предполагает специальное обучение, сервисное, обслуживание 4 и передачу неформализуемого "личностного знания" 5 . Это делает зарубежную наукоемкую продукцию практически недоступной для российских потребителей. Ведь закупка какой-нибудь технологии, скажем, в Швеции, предполагает необходимость платить шведским инженерам, причем столько, сколько они привыкли зарабатывать. Отечественное же .сервисное обслуживание стоит намного дешевле. Наш сервис помимо дешевизны имеет и другие преимущества: возможность развития купленных технологий (вам не только продадут нужную технологию, но и при необходимости ее усовершенствуют), изготовление индивидуализированной продукции (для вас изготовят то, что нужно именно вам) и др.

Круг потенциальных потребителей отечественной наукоемкой продукции весьма широк: это частные лица и организации, заводы, больницы, школы, государственные органы и т.д. Но у этих потребителей, как правило, нет средств на ее приобретение. Неплатежеспособный спрос, "спрос без денег" - универсальная формула отечественного рынка наукоемкой продукции, за которой стоит реальность, весьма существенно отличающаяся от "ненужности науки".

В 1996 году лишь 10% российских предприятий смогли получить бюджетные средства для осуществления инновационных мер, а у 86% основным источником финансирования инновационной деятельности оставались собственные, весьма скудные ресурсы. В результате лишь 10% отечественных предприятий приобретают лицензии, ноу-хау, технологии и различные виды наукоемкой продукции. Внедряют новые технологии только 15% предприятий, новые виды сырья и материалов - 10%. Ежегодный объем продаж различных ноу-хау на нашем рынке составляет около 6 млн долл., в то время как мировой объем продаж равен примерно 40 млрд долл., а отечественные биржи наукоемких и информационных технологий совершают всего пять-шесть сделок в год.

Перейти на страницу: 1 2 3

Важная статья

Государственное стимулирование инвестиционного процесса
Основная задача макроэкономической политики в сфе­ре модернизации промышленной структуры страны — со­здание условий для динамичного инвестиционного процес­са. Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Т ...